19 ноября 2024

На путь маркировки

Вопрос  маркировки товаров для товаропроизводителей – в числе приоритетных. Закупить оборудование, научить специалистов, ввести все данные в систему Честный знак, отразить все в товарном учете – для этого необходимы дополнительные финансовые и людские ресурсы.

С прошлого года маркировка минеральной воды, квасов, морсов, компотов, соков и других безалкогольных напитков стала обязательной. Для покупателя это скорее плюс, с ее помощью можно проверить подлинность товара, проследив весь его путь от производства до прилавка, а для производителей – новая проблема. Пришлось изучить законодательство, вникнуть в нюансы и адаптировать работу, чтобы соответствовать новым требованиям федеральных законов.

В Чувашпотребсоюзе производством минеральной воды и безалкогольных напитков занимаются ООО «Кооператор», ООО «Янтарь» Красночетайского райпо, Аликовский плодокомбинат, ООО «Сундырь-хлеб». Именно они стали первопроходцами, на себе испытав все нюансы  нововведений. В Большесундырском райпо  прошел семинар для руководителей хлебопекарных предприятий Чувашпотребсоюза, которых коснется обязательная маркировка продукции.

– С чего начали? С постановки цели, когда решили, что хотим сохраниться на рынке, и с изучения законодательства, – рассказала директор Нина Костина. – Зарегистрировались в Честном знаке как производители безалкогольных напитков, затем начали регистрировать карты товаров и прошли модерацию. В первое время большим подспорьем стала поддержка специалистов самого ресурса, потом стали  сами учиться, связываться со специалистами, подбирать интегратора, который бы устроил и по цене, и по качеству.

Данные автоматически интегрируются в СБИС и 1 С. Общие расходы предприятия по внедрению маркировки составили почти 600 тысяч рублей. В первую очередь, это покупка оргтехники,  автомата-апликатора и другого оборудования. Первая пробная партия маркированных безалкогольных напитков была выпущена в ноябре прошлого года.

Это сейчас уже можно сказать, что процесс налажен, но сложностей на пути к маркировке было немало. Начиная с предоплаты, без которой  куэр-коды становятся недоступными, внедрения электронного документооборота и  недостатка знаний. Пришлось обучать сотрудников, преодолевать их внутреннее сопротивление.  Всю маркировку на предприятии проводят пока вручную. Для того, чтобы в полной мере использовать автомат-апликатор, продумываются технические решения, которые позволят удлинить линию конвейера.

С марта 2025 года  обязательная маркировка коснется консервированной продукции из мяса, грибов, ягод и фруктов, плодоовощной продукции. Путь регистрации в «Честном знаке» будет одинаковым для всех крупных и малых предприятий. Для кого он окажется коротким спринтом, а для кого марафоном, покажет время.